Государственные организации или компании, в которых есть государственная доля, должны проводить конкурсы на оказание услуг и работ или на закупку товаров. Деньги на них закладываются в бюджете. Для малого бизнеса закон предусматривает квоты, поэтому госзакупки – это отличная возможность заработать.
Есть три варианта закупок:
- Государственные закупки по 44-ФЗ. Это закупки, проводимые бюджетными организациями. Например, детскими садами, школами, горадминистрациями;
- Закупки по 223-ФЗ. Это уже коммерческие компании, в которых доля принадлежит государству. Также в эту категорию входят естественные монополии (например, Газпром) или компании, занимающиеся регулярной деятельность (например, водоканалы). Под этот закон подпадают и бюджетные учреждения, которые для закупок используют гранты;
- Коммерческие закупки. Их проводят коммерческие организации, при этом правила определяют они же.
Проще всего участвовать в закупках, которые проходят по 44-ФЗ. Однако стоит помнить, что в этом случае нужны будут банковские гарантии на гарантийные обязательства.
Гарантийные обязательства – это, по сути, денежный залог, который оставляет победившая в конкурсе компания. Он нужен для того, чтобы покрыть ущерб заказчика в случае, если исполнитель не сможет в должной мере выполнить взятые на себя обязанности. Гарантии могут потребовать и при других видах закупок, но это уже будет на рассмотрение заказчика. Если идет конкурс по 44-ФЗ, то гарантийные обязательства обязательны.
Где найти закупку
Все закупки, проводимые по 44-ФЗ, публикуют в Единой информационной системе. К тому же они дублируются на других федеральных площадках (их всего восемь). Если это закупки по 223-ФЗ, то они также размещаются на ЕИС. Также они публикуются на электронных площадках, но они могут быть разными – главное, чтобы они удовлетворяли требования заказчиков.
Разрешено не публиковать закупку на ЕИС, если:
- Сумма меньше 100 тысяч рублей;
- Сумма меньше 500 тысяч рублей, а оборот заказчика более 5 млрд. рублей в год.
Результаты закупок
Победителю нужно обязательно в указанный срок подписать контракт с заказчиком. Все участники после торгов могут узнать следующие данные:
- Количество участников, и кто, какую цену предлагал;
- Насколько снизилась цена от первоначальной;
- Кто в итоге победил.
Это нужно для того, чтобы проконтролировать победителя и заказчика. Если выясниться, что компания часто выигрывает закупки для одного учреждения, к тому же цена была предложена не конкурентная, то это повод усомниться в честности сделки.